Часто природные сцены очень контрастны и света и тени не помещаются в фотографическую широту готовой картинки. Это проблема. Даже если Вам удастся снять сцену, например, используя съёмку в RAW или несколько кадров с разной экспозицией, то потом всё равно возникнет проблема, как показать зрителю и света и тени. Тени придётся высветлять а света затенять. Всё это вредит естественности восприятия изображения. Но бывают и другие случаи, когда самый светлый пиксель имеет яркость меньше 255, а самый тёмный - больше 0. Такое случается при невысоком контрасте сцены, например, при рассеянном свете или в тумане. Тогда, если Вы избежали пересветов, максимальная яркость наверняка окажется меньше 255.
В фотошопе есть инструмент "автоуровни" он автоматически вычитает из яркости всех точек минимальную по кадру яркость и умножает яркости всех точек на коэффициент, который обеспечит в самой яркой точке 255 (это делается раздельно для трёх цветовых каналов). Например, если самая тёмная точка в зелёном канале имеет яркость 4, то она станет 0, а все остальные уменьшатся по этому же алгоритму на своё минимальное значение. Как и все автоматические функции, автоуровни могут ошибаться и частенько это делают. Но есть сцены, где инструмент сработает хорошо. Это пейзажи, в которых самая светлая точка должна быть белой (кучевые облака или снег), а самая тёмная - чёрной (дырки под камнями). В этом случае автоуровни сработают очень хорошо - автоматически выправятся ошибки в цветовом балансе и изображение станет немного контрастнее, но без потери детализации в светах и тенях. При этом самые светлые участки станут максимально яркими (255) и белыми (поправится ББ). Самые тёмные участки на исходном снимке изначально не будут чёрными, даже если в природе они и были такими. Там будет сигнал, обусловленный рассеянием света на многочисленных линзах объектива. Автоуровни уберут его. В подходящих сценах автоуровни позволяют получить приличный баланс белого, даже не имея хорошего калиброванного монитора.
Однако эта функция ошибётся, если самый светлый участок сцены не белый. Например, таким участком может оказаться голубое небо. Тогда в результате обработки оно станет белым, а вся фотография покраснеет. Ошибка возникнет так же, если самый тёмный цвет не чёрный (например, тени на зелёной листве). Тогда испортится баланс белого в тенях. Проще всего взять и попробовать. Если хоть что-то стало плохо, действие функции отменяем.
Если автоуровни не дают удовлетворительного результата, можно настроить уровни вручную. Например, если в сцене самые светлые участки должны быть белыми, а чёрных нет. В этом случае регулируем только уровень светов раздельно для трёх цветовых каналов. Чтобы сразу видеть пересвеченные участки, при передвигании ползунка уровня, надо удерживать нажатой клавишу Alt. Если в сцене самые светлые участки не белые, но есть чёрные участки, то можно проделать то же самое для уровней теней, настроив их.
В фотошопе есть ещё инструмент "автоцвет". В последних версиях программы он делает нечто подобное автоуровням, но со своими "интеллектуальными" особенностями. Иногда результат получается интересным. Чаще же всего, наилучший результат можно получить, применив автоцвет и потом "откатив" изменения (меню edit/fade Auto Color...) до некоторого значения меньшего 100%.
Авотоуровни противопоказаны туманным сценам. Дело в том, что информация о тумане (рассеянном им свете) содержится как раз в уровне чёрного на переднем плане. Применяя автоуровни, автоматически убираем туман с переднего плана.
На самом деле, спорным остаётся вопрос, должен ли самый светлый участок на изображении стать белым, если на снимке он нейтрально серый. В своих фотографиях я его делаю белым всегда, но видел и другие фотографии, где эти участки оставлены серыми, но изображения смотрятся хорошо. Всё дело в условиях просмотра изображения. Я редактирую свои так, чтобы смотреть их на чёрном или тёмно-сером фоне (так это и сделано на моём сайте). Но в принципе, цвет паспарту может может быть и не чёрным, а, например, белым. В этом случае, уровень белого на изображении тоже становится одним из инструментов воздействия на зрителя. Интересно, что такие фотографии я припоминаю только у девушек. Мой способ имеет то преимущество, что я использую все 256 ступенек (градаций) яркости, предоставляемые нам изображениями с глубиной цвета 8 бит на цвет (джипег).
Примерно одинаковые результаты можно получить в Фотошопе используя разные инструменты. Зачем же его создатели сделали "лишние" инструменты? Дело в том, что они рассчитаны на пользователей с разной глубиной понимания того, что они делают. Для пользователей с самым начальным уровнем предназначен инструмент яркость/контраст. Хотя я и написал "контраст" в заголовке этой заметки, я НИКОГДА не пользуюсь этим инструментом. В Фотошопе есть гораздо более гибкий инструмент, который обеспечивает лучший контроль за происходящим. Это "Кривые". Я не буду подробно описывать, что это такое (для этого есть учебники). Нам только важно, что это передаточная функция преобразования изображения. Если кривые представляют собой прямые, идущие из нижнего угла в верхний под углом в 45 градусов, то это означает, что мы ничего с изображением не сделали . Наша функция преобразования оставила изображение без изменения. Если мы прогнём кривую вниз, то светлота всех пикселей в конечном изображении уменьшится (кроме самых светлых, которые останутся без изменения). Но кроме светлоты кривая изменяет контраст. На самом деле, изменение контраста - это наклон кривой. Если тангенс угла наклона равен 1 (45 градусов) - контраст не меняется. Если крутизна наклона кривой увеличивается, то увеличивается и контраст конечного изображения. Наоборот, если кривая идёт более полого, то контраст уменьшается. Важно знать, что изменение контраста в цветовом пространстве RGB одновременно меняет насыщенность цветов. Увеличение контраста увеличивает насыщенность, уменьшение, соответственно, снижает. Мне доводилось видеть, как начинающий фотограф прогнул вниз кривые, получил тёмную и пересыщенную по цвету картинку и клялся мне, что цвета у него "настоящие", что он ничего с ними не делал. Правильнее сказать, что он просто не понимает, ЧТО он с ними сделал.
Те же операции, что мы делали уровнями, можно проделать и кривыми, перемещая концы кривой и не изгибая её. Легко заметить, что те операции с уровнями, что я описал выше, приводят к увеличению контраста. Вообще то наша психика очень благосклонно воспринимает высокий контраст и насыщенные цвета. Нам это кажется красивым. Это связано с тем, что наш зрительный аппарат сформировался в результате естественного отбора и заточен на поиск пищи и защиту от врагов. Чем выше контраст и насыщенность цвета тем легче наш мозг справляется с распознаванием изображения. Тормозом должен быть Ваш вкус. Если он развит, Вы не сможете терпеть пересыщенные цвета и задранный контраст. Тут я могу предложить аналогии:
В любом случае, небольшое увеличение контраста может быть полезно (либо мой вкус ещё не совершенен). Но как увеличить контраст, если мы уже настроили уровни и света равны 255, а тени 0? Без потерь мы не можем этого сделать. Но изгибая кривые мы можем увеличить их наклон в одних участках за счёт уменьшения наклона в других. Надо только внимательно изучить изображение и его гистограмму. Если для некоторого диапазона светлот гистограмма показывает отсутствие пикселей, то мы можем смело изогнуть кривые так, чтобы именно там они стали пологими, тогда в других местах контраст возрастёт. Чаще всего, гистограмма имеет колоколообразную форму, т.е. содержит мало пикселей в светах и тенях. Это значит, что мы можем изогнуть кривые так, чтобы они стали пологими в светах и тенях, зато крутыми в середине. Лучше всего это делать в отдельном слое, тогда включая и отключая его легко найти те области изображения, которые недопустимо пострадали от "улучшений". И пусть Ваш вкус не изменяет Вам! В заключение хочу предупредить, что увеличение контраста вредит туману. Если уровни чёрного уменьшают его на переднем плане, то общее повышение контраста уменьшает его везде.