HDR, так называют изображения с высоким динамическим диапазоном или на языке фотографов – с широкой фотографической широтой. Что это такое? В обычном джипеговском файле есть только 256 ступеней яркости (для каждого цвета). Это значит, что самый яркий сигнал всего только в 255 ярче, чем самая маленькая ступенька – 1. Всё, что темнее этой ступеньки имеет яркость 0 и не будет содержать деталей. Но окружающий нас мир, как правило, содержит объекты, которые различаются по яркости гораздо сильнее. Сфотографировать их можно. Либо надо использовать камеры с большими матрицами и малыми шумами и снимать в RAW, либо снять со штатива несколько кадров с разной экспозицией. Тогда на одних кадрах будут хорошо проработаны тени, на других – не пересвечены света. Эти кадры можно объединить специальными программами в одно изображение. Но это должно быть изображение с бОльшей глубиной цвета, чем 8 бит (256 ступенек). Фотошоп может работать с изображениями с глубиной цвета 16 и 32 бита. Старые версии не могли работать с глубиной 32 и имели ограничения для работы с глубиной 16. В текущей версии уже нет ограничений для 16-битных изображений, но есть для 32-битных. На самом деле, уже давно существует формат изображений, который ещё не известен фотографам. Это файлы с неограниченным динамическим диапазоном, с представлением каждого цвета действительным числом с плавающей точкой.
Но вернёмся к актуальным целочисленным форматам цвета. На самом деле, есть проблема даже с отображением картинок с высоким динамическим диапазоном (ХДР) на экране монитора. Значения цвета будут округлены до 8 бит. Обычный монитор всё равно бОльшую контрастность не имеет. Разумеется, в паспорте монитора Вы можете увидеть контрастность 1000 и больше. Это зависит от того, в каких условиях и как её измерять. Реально у среднего пользователя она ниже. Ещё хуже обстоит дело с печатью изображений. Там контраст (отношение яркости самой яркой к яркости самой тёмной точки) будет ещё ниже, чем наши 8 бит (256) ступеней. (Строго говоря, я тут некорректно перешёл от числа в файле к яркости, не оговорив гамму. Это нужно для упрощения повествования, прошу прощения у продвинутых читателей.) Как же нам донести снимаемую сцену до наших зрителей? Динамический диапазон надо сжать. Света затемнить, тени высветлить. Можно сделать это влоб, например, кривыми. Но тогда мы получим изображение с низким контрастом. Да, это так. Монитор не обеспечивает нужного контраста, и, если мы понизим контраст сцены, то сможем передать и света и тени. Но это будет совсем другое – неконтрастное изображение. Оно будет некрасивым. Хуже того, если мы работаем с RGB изображением, то снижение контраста автоматически приводит к снижению насыщенности цветов. Т.е. это будет ещё и блеклое изображение. Тупик. Это единственный более менее корректный способ, но он не даст нам приемлемого результата.
Как же сократить разницу в яркости участков кадра, но сохранить локальный контраст и насыщенность цветов. Это делают ХДР-конвертеры и я буду называть это дальше ХДР-конверсией. Запомните самое главное: ЭТО НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ БЕЗ ИСКАЖНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Речь идёт о значительном искажении восприятия сцены. Применив ХДР-конверсию, вы покажете зрителю свой пейзаж, но он не увидит того замечательного пейзажа, который видели Вы и старались до него донести. Раз Вы сейчас думаете о ХДР-конверсии, значит Вы не сумели снять сцену так, чтобы передать её без искажений. Теперь Вы собрались исправлять фотографический брак.
Тут я сделаю отдельное очень важное отступление. Есть фотографы, которые применяют ХДР-конверсию просто потому, что нажали на кнопочку в редакторе, а результат понравился, и его выложили на всеобщее обозрение. Если Вы относитесь к таким «фотографам», не читайте дальше. Поберегите время и нервы, я писал не для Вас. Можете вернуться сюда, когда созреете и вырастете из украшательства посредственных картинок. Фотограф рисует светом. Он ВИДИТ то, что достойно передаче зрителю и передаёт это изображение вместе со своими эмоциями. Передавая свои эмоции, возникшие после нажатия на кнопку ХДР, вы передаёте эмоции тоже, но эти эмоции родились у Вас не в тот момент, когда Вы нажимали на спуск камеры, а только когда занялись украшательством в редакторе. Можно обманывать себя, что это и есть фотография. Не страшно, болезнь временная, сама пройдёт. Либо просто надоест и бросите фотографию, либо вырастете из этого. Пусть не вводят Вас в заблуждение восторги новичков от таких раскрашенных фотографий. Они ещё (как и Вы) не видят их фальши и голосуют только за необычность, не умея отличать природную (драгоценную) необычность от подделки.
В принципе, каждый автоматический ХДР конвертер работает по своим внутренним алгоритмам, которые авторы нам не раскрывают. Но все они используют в той или иной мере автоматическую маску, которая затемняет света и высветляет тени. Поэтому края тёмных предметов остаются тёмными, а сами они окружаются светлыми ореолами. Ширина ореолов определяется радиусом эффекта (как правило, им можно управлять). Чем он шире, тем менее заметен. Однако, заметность ореолов зависит от размера фотографии. Так, если в большом размере, они, вроде как, Вам и не видны, то на уменьшенной превьюшке сразу бросаются в глаза. Это значит, что так приготовленную фотографию можно смотреть только в фиксированном размере и на определённом расстоянии. Стоит отодвинуться от монитора, как все эти неестественные каёмочки сразу станут заметны. Наиболее заметные дефекты – вокруг всех белых облаков на небе возникают серые пятна. Размеры пятен определяются радиусом применённого эффекта и поэтому небо оказывается равномерно пятнистым. При высветлении тёмных мест программа не может правильно восстановить насыщенность цветов там и в результате тени могут стать и серыми и чрезмерно насыщенными. Под ясным небом тени всегда синие (освещены небом), пока они тёмно синие, мы этого не замечаем, но, если их высветлить, они становятся ярко синими и видеть их становится противно. Например, ярко синими могут стать стволы деревьев, которые мы видим обычно чёрными. Область солнца чаще всего затемняется с образованием серого ореола вокруг него.
Некоторые конвертеры действуют более хитро. Они отыскивают области с одинаковым цветом, т.е. границы предметов и управляют яркостью всего предмета. Это позволяет избежать каёмочек, но даёт другие удивительные эффекты. Например, программа (она же автомат!) считает небо правее ветки одним предметом, а левее её другим и яркость неба по разные стороны ветки оказывается разной! Мало того, там ещё и насыщенность цвета получается разной. Важно только, что любой ХДР-конвертер искажает то, что Вы хотели снять, поэтому использовать его надо как можно реже, в малой степени и тщательно контролировать и исправлять результат.