Хорошо известна эстетическая привлекательность природных кристаллов огранённых естественными плоскими гранями. При поворотах кристалла, лучики света преломляются в нём, сверкая иногда радужными цветами, подобно лучам солнца в утренней росе. Такая красота возможна только в камнях, огранённых исключительно плоскими гранями. Их рассмотрением мы сейчас и ограничимся. Люди давно заметили эту красоту и научились использовать в ювелирных изделиях. Огранённые камни могут иметь весьма разную форму. Неспециалисту вообще трудно разглядеть орнамент граней в сверкающем и меняющемся при каждом повороте камне. Тем не менее, огранённые камни сильно различаются по красоте, и различие это кроется именно в орнаменте и положении граней. Часто доводится слышать, что тот или иной огранщик изобрёл новый орнамент. В действительности, в этом нет ничего сложного, особенно для новичков – они просто не могут сделать подряд два одинаковых камня! Давайте же разберёмся в многообразии огранок на примере наиболее симметричных камней.
На приведённых далее иллюстрациях нарисованы смоделированные на компьютере изображения камней, рассчитанные для показателя преломления топаза (кроме четвёртого рисунка, который рассчитан для алмаза). Расчёт проводился для всех возможных переотражений световых лучей с учётом конкретной картины окружающего камень мира. В результате расчёта получается пошаговая инструкция для огранщика, выполнив которую, он сдаёт точно такой же камень, как изображён на приведённых рисунках. Удачный орнамент может быть запущен в большую серию.
Самым простым из орнаментов граней является ступенчатый. Камни могут различаться порядком оси симметрии и числом ступеней (рис. 1). На относительно больших гранях таких камней глаз легче улавливает цветовые нюансы. Благодаря лучшему выявлению цвета, этот орнамент предпочтителен для изумрудов и бледно окрашенных камней. Второй слева тип огранки называется «Багет». |
Не смотря на многообразие возможных конструкций ограночных головок, для любой из них, каждая грань камня задаётся всего тремя параметрами: наклоном, поворотом вокруг оси симметрии камня и глубиной шлифования. Например, интересный эффект можно получить, поворачивая один ярус граней относительно другого (рис. 2). Поворот может осуществляться как по часовой стрелке, так и против. Для камней на рисунке 2б каждый следующий ярус повёрнут так, что его грани оказываются точно посередине между гранями предыдущего яруса. Крайний правый тип огранки обычно называется «Португальским». |
Помимо поворота, каждую грань яруса можно ещё расщепить. При этом каждая грань разбивается на две, одна из которых повёрнута по, а другая против часовой стрелки, относительно исходного положения. Так, на рисунке 3 изображены камни с тремя ярусами павильона и короны, причём на рис. 3а расщеплён один средний ярус, а на 3в – два крайних. Второй слева камень на рисунке 3а огранён «Клиньями» или «Бабочкой». |
Используя разное число ярусов граней и, сочетая между собой повороты и расщепления, можно получить все возможные симметричные формы огранок. Огранщик может выбрать любую из уже имеющихся, расщепить или повернуть в ней любые грани и получить в результате совершенно другую огранку. Таким образом, число возможных комбинаций бесконечно! Кроме того, возможны разные сочетания орнаментов павильона и короны. Однако, одни орнаменты оказываются привлекательнее других. Следовательно, существуют объективные критерии, обусловленные нашим восприятием, которые позволяют выделять некоторые формы. Один из них – порядок симметрии. Наш глаз (вернее мозг) для ощущения гармонии желает видеть более простые и узнаваемые формы характерные для более низких порядков симметрии (2, 3, 4, 6). Примером может служить бриллиантовый орнамент граней (рис.4). Обратите внимание на два пересекающихся в его центре квадрата (выделены красной и синей линиями). Сочетание углов наклона основных и звёздчатых граней короны при правильной огранке таково, что внешние углы звёздчатых граней оказываются прямыми. В сверкающем и переливающемся камне заметить эти закономерности нелегко, но наше подсознание их улавливает, в результате возникает ощущение гармонии. Кроме того, на приведённой статической картинке распознаванию орнамента препятствует контрастная картина световых бликов внутри камня. В реальном же движущемся камне, картина бликов быстро меняется, а закономерности, связанные с орнаментом короны остаются постоянными. Учитывая это, можно предложить несколько орнаментов граней, использующих такие легко узнаваемые закономерности (рис.5). |
Выше мы рассматривали изолированный огранённый камень, но ведь он призван быть частью ювелирного изделия. Таким образом, не совсем корректно говорить о красоте отдельного камня. Его орнамент граней, в идеале, должен быть продолжением дизайна ювелирного изделия, а линии металла – продолжением орнамента граней. К сожалению, в настоящее время, ювелиры не работают настолько тесно с огранщиками, упуская такую замечательную возможность. |